Афина (athenaie) wrote,
Афина
athenaie

Categories:

Бессмертный "Лембит"


Открытка отсюда

В Кронштадте, напротив Морского собора, находятся бывшие Провиантские склады. Со стороны площади их территория обнесена забором, а на заборе висят памятные доски с перечислением соединений и кораблей Балтфлота, в годы Великой Отечественной войны выходившие в сражения с кронштадтского рейда.

На одной из таких досок перечисляются подводные лодки:

Photobucket
(кликабельно)

А на другой - Герои Советского Союза и России:

Photobucket
(кликабельно)

На первой доске, наверное, все сразу обращают внимание на единственную лодку, названную по имени, а не буквенно-цифровому коду: "Лембит". А на второй - на единственного Героя России: капитана первого ранга А.М. Матиясевича.

Так получилось, что командиром "Лембита" и был Алексей Михайлович Матиясевич. Но с "Лембитом" вообще было много такого, про что можно только и сказать: "Так получилось..."

В 1935 году эстонское правительство обратилось к английской фирме "Виккерс-Армстронг" с заказом на постройку двух подводных лодок для своего флота. Деньги на оплату этого заказа были найдены не совсем обычным образом: часть была выручена от продажи Перу двух бывших миноносцев Балтийского флота, "Спартака" и "Автроила", пострадавших в бою с британской эскадрой в конце декабря 1918 года. Миноносцы были доставлены в Таллинн и переданы Эстонии, и несколько лет плавали под эстонским военно-морским флагом и названиями "Леннук" и "Вамбола". А недостаток средств возместили из государственного бюджета, параллельно введя специальный налог.

В мае 1935 года "Виккерс-Армстронг" начала строительство лодок в городе Барроу-ин-Фернесс, графство Камбрия, и 7 июля 1936 года "Калев" и "Лембит" сошли на воду. "Крестной матерью" "Лембита" стала супруга эстонского посла в Великобритании Алиса Шмидт.


Спуск "Калева" и "Лембита" на воду, 1936 г. Из брошюры В.И. Гринкевича "Краснознаменная подводная лодка "Лембит"

А вот обе лодки на открытках:





(Кстати, allveelaev - это, наверное, единственное слово, которое я знаю на эстонском, не зная финского аналога :))

Тип "Калев" - это вариация британского класса S, сильно отличавшегося от советских проектов того времени. При меньшей максимальной глубине погружения (70 метров) и автономности (20 суток) британские подводные лодки могли похвастать развитой системой гидравлики и поэтому - большей легкостью управления. А еще лодки типа "Калев" могли уверенно плавать среди льдов в надводном положении за счет специального пояса обшивки и форштевня из литой стальной конструкции. Отсеков было пять: 1 - торпедный и жилой, 2 - офицерская кают-компания, койки офицеров, каюта командира и аккумуляторы, 3 - центральный пост управления, радиорубка, гидроакустическое оборудование, камбуз, еще несколько коек и аккумуляторы, 4 - ходовые дизели и электромоторы, 5 - механизмы управления рулями и другие агрегаты, а также жилое помещение для старшин групп. В первом и пятом отсеках были устроены люки для аварийного выхода из лодки, а если лодка не могла всплыть, предусматривалось крайнее средство: сброс аварийного киля, что сильно уменьшало вес лодки и давало ей возможность всплыть - правда, с потерей возможности плавания под водой. На практике эту меру применить так и не пришлось.

Рубку "Лембита" украшала эмблема: круг в золоченом обрамлении, внутри которого крест. Над крестом трезубец Нептуна и надпись: LEMBIT, а внизу - девиз: Vääri oma nime, "Будь достоин имени своего". А имя свое лодка получила в честь эстонского национального героя Лембиту, который в 1211 году возглавил борьбу эстов против Ливонского ордена и погиб в бою 21 сентября 1217 года.


"Калев" и "Лембит" в военной гавани, 1937 г. Из брошюры В.И. Гринкевича "Краснознаменная подводная лодка "Лембит"

13 августа 1940 года, после вступления Эстонии в СССР, "Лембит" и "Калев" были зачислены в состав ВМФ СССР. Обе лодки сохранили свои названия, несмотря на то, что все советские подводные лодки к тому времени уже именовались по буквенному шифру и номеру (например, "Народоволец", как мы помним, стал называться "Д-2"). Если бы было все-таки решено присвоить эстонским лодкам шифры, то было бы даже не совсем понятно, под какой литерой они должны идти - С (так обозначались лодки среднего класса, к которым "Лембит" и "Калев" скорее относились по водоизмещению) или Л (это обозначение подводных минных заградителей).

Меньше чем через неделю, 19 августа, "Лембит" и "Калев" вошли в состав Балтийского флота. Из эстонской команды "Лембита" продолжить службу на лодке пожелало всего пять человек, сверхсрочников, которым было присвоено звание "мичман". Они возглавили группу матросов и старшин по своим специальностям и начали обучать новую команду управлению подводной лодкой. Осень-зима 1940 года прошли в освоении корабля.

11 февраля 1941 года, после реорганизации подводных сил на Балтике, "Лембит" вошел в состав 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота с базированием на Либаву, и в апреле перешел в Либаву, где находилась вплоть до начала войны. 22-23 июня, во время осады Либавы, "Лембит" и подводная лодка С-7, в сопровождении тральщика "Фугас" и двух катеров типа МО ушли в Виндаву; 25 июня "Лембит" уже был в Усть-Двинске, 27 июня - в Куйвасте, 1 июля - в Палдиски, 4 июля - в Таллинне, 5 июля - в Кронштадте.

И здесь-то на "Лембит" и пришел Алексей Михайлович Матиясевич. О нем я расскажу отдельно и подробно, а пока - вот фотография:



Он на него попал, в общем-то, довольно случайно: командир Полещук искал себе помощника, а найти никак не мог. Резерва офицеров-подводников на флоте тогда еще не было. Помог случай: Полещук наткнулся в Ленинграде на Матиясевича, с которым был знаком еще по Морфлоту. Выяснилось, что Матиясевич полгода отучился на курсах подплава и теперь ждет назначения. Полещук немедленно предложил ему идти на "Лембит", после чего помчался по штабным инстанциям добиваться назначения Матиясевича к нему. 25 июля Алексей Михайлович явился на "Лембит" с предписанием о назначении помощником командира.

25-31 июля лодка прошла докование для осмотра и ремонта корпуса, после чего вернулась в Таллинн 2-3 августа.

С 10 по 21 августа "Лембит" находился в боевом походе для выставления мин в районе мыса Аркона. Несмотря на некоторые технические проблемы (15 августа во время шторма вышла из строя гидравлическая система, из-за чего произошел отказ приводов управления вертикальными и горизонтальными рулями, подъема перископов, открытия люков пушки и минного устройства; лодка продолжала движение на электромоторах, через 3 часа гидравлическая система была отремонтирована), "Лембит" блестяще справился с задачей и к вечеру 21 августа вернулся в Таллинн.

28 августа "Лембит" был включен в состав отряда главных сил для перехода в Кронштадт. Из Таллинна уходило чуть меньше 200 кораблей, в том числе семь подводных лодок, из которых в Кронштадт на следующий день пришло пять, в том числе "Лембит" и "Калев". При этом "Калев" подвергся обстрелу с немецкого самолета, в результате которого один матрос был убит, а командир ранен. 4 октября "Лембит" перешел в Ленинград и поступил в распоряжение начальника укрепрайона. Из экипажа был сформирован взвод, который начал осваивать стрелковое оружие и тактику уличного боя - готовились оборонять Ленинград...

Но вскоре положение на фронте стабилизировалось, и 17-18 октября "Лембит" вернулся в Кронштадт. Тогда же капитан-лейтенант Полещук, ставший теперь командиром дивизиона подводных лодок, сдал командование лодкой Матиясевичу.


Слева - Полещук уже в должности командира дивизиона, справа - Матиясевич.

С 19 по 26 октября "Лембит" вновь находился в боевом походе, выполняя патрулирование в районе Нарвской бухты. Надо заметить, что перед этим походом сменился не только командир, но и старшины групп, заменившие ушедших с лодки мичманов-эстонцев.

29 октября 1941 года в свой последний боевой поход вышел "Калев". Он должен был высадить разведгруппу на побережье противника, а также выставить мины в районе Таллинна. 30 октября "Калев" вышел с Гогланда, и более на связь не выходил. На базу он тоже не вернулся. Нет информации ни о высадке разведгруппы, ни о постановке мин. Предполагается, что "Калев" погиб либо на мине заграждения "Юминда" восточнее острова Прангли 30 октября-1 ноября, либо, если она успела высадить разведгруппу, на плавающей мине или из-за навигационной ошибки на советском минном заграждении. Вместе с "Калевом" погиб весь экипаж - 38 человек во главе с командиром, капитан-лейтенантом Борисом Алексеевичем Ныровым, не дожившим нескольких дней до своего тридцатилетия.

В 01.25 5 ноября "Лембит" снова вышел в море для выставления минного заграждения у южного входа в пролив Бьеркезунд. Этот поход занял почти 21 час, поздно вечером в тот же день "Лембит" вернулся в Кронштадт.

7 ноября "Лембит" пришел в Ленинград для ремонта на заводе № 196, а две недели спустя, 21 ноября, был переведен в состав 2-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота.

В ремонте и прошла первая блокадная зима. 26 февраля 1942 года при артобстреле погиб торпедист Иван Федорович Нестерчук (1921 г.р.). Экипажу и рабочим завода удалось отремонтировать все, но проблема мин так и осталась нерешенной: английских мин ни в Ленинграде, ни в Кронштадте не было, а отечественные не подходили к минным шахтам "Лембита". Таким образом, "Лембит" мог теперь выходить в море только с торпедами, что намного уменьшало его боеспособность...

В ночь на 13 августа 1942 года "Лембит" перешел из Ленинграда в Кронштадт, на переходе попав под немецкий артиллерийский обстрел. Уже через четыре дня лодка вышла в очередной боевой поход, продлившийся больше месяца - до 22 сентября. За это время "Лембит" прошел под водой почти 300 миль - при том, что Балтийское море тогда образно называли "супом с клецками". В вахтенном журнале "Лембита" было 34 записи о задевании минрепов вражеских мин. Кроме того, 14 сентября после близкого разрыва глубинной бомбы произошел взрыв водорода во 2-й группе аккумуляторных батарей и возгорание. Пострадало шесть человек, в том числе радист Федор Галиенко, получивший сильные ожоги лица и груди. Но экипаж сумел исправить неисправности и привести лодку в базу. Тогда-то "Лембит" и получил прозвище "бессмертная субмарина".

По результатам этого похода 10 членов экипажа были награждены орденом Ленина, 14 - орденом Красного Знамени, 12 - орденом Красной Звезды. Сам Матиясевич был представлен к званию Героя Советского Союза, однако получил только орден Ленина.

В ночь на 5 октября "Лембит" перешел в Ленинград на ремонт и зимнюю стоянку, а 7 января 1943 года был переведен в состав 1-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота.

11 апреля "Лембит" покинул док, а к 15 мая был подготовлен к боевому походу. В августе-ноябре он прошел докование и средний ремонт, и в 1943 году в сражениях не участвовал, как и большую часть 1944 года. Вот, кстати, фотография, сделанная в центральном отсеке в этом самом 1944 году:


Из брошюры В.И. Гринкевича "Краснознаменная подводная лодка "Лембит"

С 17 мая по сентябрь 1944 года "Лембит" находился в Кронштадте и осуществлял боевую подготовку. Обзавелся наконец и минами - английскими, специально доставленными для него из Англии через Мурманск. С 1 по 18 октября "Лембит" находился в боевом походе, из которого пришел уже в Хельсинки.

24-25 октября "Лембит" пришел в Кронштадт для ремонта и снятия противоминного устройства, с 30 октября по 14 ноября находился в доке, а потом снова вышел в море. 24 ноября "Лембит" был у острова Лавенсари, 24-26 ноября перешел в Хельсинки, а 27 ноября - к Ханко. И уже на следующий день ушел в новый боевой поход. 15 декабря он вернулся в Турку, а 16 декабря был в Хельсинки, где встал на доковый ремонт.

6 марта 1945 года подводная лодка "Лембит" была награждена орденом Красного знамени.

С 23 марта по 14 апреля "Лембит" был в боевом походе, в котором с ним путешествовал "пассажир" - крыса, прошмыгнувшая на борт во время погрузки продовольствия и боеприпасов. Я давно обещала процитировать описание этого эпизода из воспоминаний Матиясевича, и с удовольствием воспользуюсь возможностью :)

Погрузка шла через люк первого отсека. Вдруг заметили, что на лодку по короткому трапу с пирса шмыгнула большущая крыса и быстро скрылась за ящиками, сложенными на палубе. Кто-то сказал:

— Это к счастью. А если крысы бегут с корабля — быть беде. Есть такая примета. Удивительно, среди бела дня, не боясь шума и людей, прибежала как к себе домой.

Ящики и мешки с продуктами поштучно передавали в люк, и старшина 2-й статьи Федор Поспелов укладывал их в провизионнике. Но крысы больше не видели. Решили, что она вернулась на берег. Все были поглощены подготовкой к выходу в море и о крысе забыли. Закончили принимать продукты одновременно с приемкой боезапаса, точно в срок.


<Далее следует, как обычно, детальное описание похода, целью которого была постановка минного заграждения в районе косы Хела - маяка Риксхёфт. Несмотря на повреждения, в основном из-за льда, "Лембит" с этой задачей успешно справился. Да, что еще примечательно: обязанности врача исполнял не штатный лембитовский фельдшер Д.Г. Куличкин (он был вынужден лечь на операцию по поводу аппендицита), а И.А. Оглы, врач береговой базы лодок, для которого это был первый выход в боевой поход на подводной лодке. Это важно :)

Итак, выполнив задание, "Лембит" начинает возвращаться обратно...>

Ночью, когда мы шли в базу в надводном положении, наши радисты Продан и Кулькин постоянно принимали сводки Совинформбюро. По всему было видно, что гитлеровский рейх доживает последние дни. Пользуясь спокойной обстановкой, мы чистили и прибирали отсеки лодки. Врачу Оглы в своем первом боевом походе на подводной лодке не пришлось заниматься врачебной практикой, — весь экипаж был здоров. Но он отлично организовал питание и вместе с коком Пантелеевым изобретал различные блюда, стараясь приготовить еду повкуснее. Теперь, на пути домой, продукты не экономили и к приходу в базу готовились напечь пирогов. На строение у всех было отличное. Наш доктор Оглы, старшина Поспелов и кок Пантелеев постоянно о чем-то шептались, как заговорщики. Накануне прихода в базу Иван Алиевич Оглы вдруг заявил мне:

— Товарищ командир, а вы знаете, мне придется списывать расход продуктов не на тридцать девять, а на сорок едоков.

— Это почему же? — спросил я.

— А у нас пассажир.

— Какой еще пассажир?

— Помните, перед отходом в море к нам прибежала крыса. Она оказалась в провизионке. Мы ее поймали и поместили в оцинкованный ящик из под галет. Одно время она заскучала, — Поспелов кормил ее одним сыром. А когда меню стали разнообразить корейкой, галетами, сгущенкой и вволю давали воды, крыса стала чрезвычайно активной и постоянно норовила выбраться из заточения. Она к нам на счастье прибежала. Ведь ни одна бомба с самолета не попала в лодку.

— Знаете, Иван Алиевич, если верить приметам, может быть, легче живется. Что касается крыс, то на корабле они приносят только вред и являются разносчиками заразы. Недаром на швартовые тросы любого судна при стоянке в портах всегда надевают противокрысиные щиты. Так что лучше и с этой крысой покончить, как с остальными. А впрочем, делайте с ней что хотите.

Потом я не раз задумывался: почему крысу не выбросили в море, когда ее обнаружили в провизионке, и вообще держали в тайне присутствие ее на лодке?

Поспелов был во всех походах лодки с начала войны, кок Пантелеев шел третий раз, а врач Оглы впервые. Нервы каждого человека по-разному воспринимают специфическую жизнь в герметически закупоренном корпусе подводной лодки. А равно и разрывы глубинных бомб. Думаю, что в данном случае играл роль психологический фактор. Присутствие на подводной лодке живого, чисто земного сухопутного существа успокаивающе действовало на нервы.


Из этого похода "Лембит" вернулся в Турку, где в течение апреля-мая проходил ремонт.

С 13 июня по 8 июля он снова был в дозоре, патрулируя район от восточного берега острова Борнхольм до банки Штольпе и маяка Риксхёфт. Целью патрулирования был контроль морских путей, которыми могли воспользоваться бегущие военные преступники.

22 июля "Лембит" принял участие в параде боевых кораблей в Таллинне по случаю Дня Военно-морского флота. А в августе член Военного совета Балтфлота адмирал А.А. Николаев вручил экипажу орден Красного Знамени и Краснознаменный Военно-морской флаг. В своей речи он назвал "Лембит" "бессмертной субмариной"...

Насколько эффективными были боевые походы "Лембита"? Сайт "Великая Отечественная - под водой" приводит следующие сведенные данные:

7 боевых походов:
10.08.1941 - 21.08.1941
19.10.1941 - 26.10.1941
04.11.1941 - 05.11.1941
18.08.1942 - 19.09.1942
02.10.1944 - 18.10.1944
24.11.1944 - 15.12.1944
23.03.1945 - 14.04.1945

Результаты:
8 торпедных атак (выпущено 14 торпед).
Потоплен торпедами 1 транспорт (2.414 брт), 1 поврежден (5.281 брт) и спустя непродолжительное время после атаки затонул. Результат 1 атаки неясен, судно не известно.
5 минных постановок (установлено 100 мин).
На минах погибли 2 судна (ок. 300 брт) и 2 корабля.
28.11.1941. ТЩ "Поркалла" - мины, предположительно.
14.09.1942. ТР "Финланд" (5.281 брт) - поврежден, затонул 15.09.1942.
13.10.1944. ТР "Хильма Лоу" (2.414 брт)
15.10.1944. РТ(?) торпеда, предположительно.
23.10.1944. Буксир "Пионер 5" (ок. 100 брт) мины, предположительно.
24.10.1944. РТ "Шпрееуфер" (216 брт) мины, предположительно.
25.04.1945. СКР "Vs-343" мина, предположительно.


Возможно, в этой табличке слишком часто встречается слово "предположительно", и что и говорить, довольно сложно определить, на чьей именно мине подорвался тот или иной транспорт (не забываем про "суп с клецками"!) Но так ли уж важно, кем была выставлена та мина, на которой подорвался траулер "Шпрееуфер" - "Лембитом", минным заградителем Л-3 или британцами? Все они делали одно общее дело, и вклад погибшего осенью 1941 года "Калева" вряд ли меньше вклада "Лембита".

Итак, война закончилась. Осенью 1945 года началась демобилизация. К апрелю 1946 года, когда Матиясевич сдал "Лембит" новому командиру - капитану второго ранга Юрию Сергеевичу Руссину - на лодке успел смениться почти весь экипаж. Из старого состава остались только боцман Михаил Дмитриев и старшина группы трюмных Иван Гриценко.

19 января 1946 года "Лембит" был выведен из боевого состава, переклассифицирован в учебную подводную лодку и передан в распоряжение Учебного отряда подводного плавания имени Кирова в Кронштадте.

Вот фотография группы членов экипажа на плавбазе "Смольный" 20 января 1946 года. Командир - в центре:


18 июня лодке было присвоено новое название - У-1, а 12 января 1949 - С-85. В октябре 1949 "Лембит" (то есть, простите, С-85) ходил в штурманский поход по маршруту Кронштадт - Таллинн - Лиепая - Балтийск - Свиноуйсьце - Кронштадт, а в декабре 1951 года совершил зимний переход из Кронштадта в Таллинн, а затем в Лиепаю, чтобы в апреле 1952 вернуться обратно в Кронштадт. По итогам того же 1952 года "Лембит" был признан лучшей подводной лодкой соединения.

10 июня 1955 года лодка была разоружена и переведена в категорию учебно-тренировочных станций. 30 января 1956 года ей было присвоено обозначение СТЖ-24, а 27 декабря того же года - УТС-29.

3 августа 1957 года лодку передали в аренду заводу "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород). От разделки на металл "Лембит" спасло, вероятно, то, что он был единственным остававшимся примером британского подводного кораблестроения. Водонепроницаемая крышка шахты хранения оружия была взята за основу для проектирования люков шахт ракет новых советских подводных лодок.

28 августа 1979 года "Лембит" был отбуксирован по внутренним водным системам в Таллинн, и ему было возвращено историческое название. 5 августа 1985 года, после восстановительного ремонта, он был открыт как филиал Музея Дважды Краснознаменного Балтийского флота в Пирите (Таллинн). Кстати говоря, в отличие от "Народовольца", "Лембит" на сушу не поднимали, и вполне вероятно, что он ныне является старейшей подводной лодкой на плаву. К тому же "Лембит" - одна из немногих музейных подводных лодок, где не стали делать специальный вход для экскурсантов: они попадают на борт через торпедопогрузочный люк в первом отсеке.


"Лембит" у причала, вероятно, в 90-е годы


"Лембит" в 2006 году

Эстонская марка к шестидесятилетию "Лембита":


***
Использованы материалы и иллюстрации со следующих страниц:
http://town.ural.ru/ship/ship/lembit.php3
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/for_con/estonia/lembit.htm (здесь очень детально расписан каждый поход и предлагается подробный таймлайн службы "Лембита")
http://militera.lib.ru/tw/grinkevich/index.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%82
http://en.wikipedia.org/wiki/EML_Lembit
http://www.win.ru/Mysteries-of-History/3340.phtml

Кроме того, о военной судьбе "Лембита" и его экипажа написал сам Алексей Михайлович Матиясевич - его книга "По морским дорогам" была недавно переиздана под заглавием "В глубинах Балтики. 21 подводная победа". Очень рекомендую к прочтению!

В Сети она тоже есть, кстати: http://militera.lib.ru/memo/russian/matiyasevich_am/index.html. Можно посмотреть иллюстрации - я привела в посте одну из них, с членами экипажа, а их на самом деле намного больше:
http://militera.lib.ru/memo/russian/matiyasevich_am/ill.html
Tags: history, land of submarines, sea of stories, Великая Отечественная
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    В прошлую пятницу сходила на первую часть прививки от коронавируса. Записаться через Горздрав или Госуслуги в Питере оказалось нереально, но хорошие…

  • "Список Ланъя: ветер дует в Чанлине"

    Рискнула посмотреть сразу после первой части (да еще и посмотрев первую два раза). Ни о чем не жалею! Самый популярный вопрос - стоит ли смотреть, и…

  • "Список Ланъя", второй просмотр

    Читала у многих, что во второй раз "Список Ланъя" в два раза прекраснее, и могу это подтвердить. И добавить от себя, что он еще и пролетает в два…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments