Афина (athenaie) wrote,
Афина
athenaie

Category:

Судьба "Декабристов"

Начинаю исполнять угрозу написать серию постов о подводных лодках :)

А как есть я блондинка, и, приди мне фантазия писать о технических характеристиках и параметрах подводных лодок (и не только, впрочем), получившийся текст более всего напоминал бы знаменитую эпитафию подводной лодке, в степях Украины погибшей в неравном воздушном бою, то о технических аспектах я буду писать по минимуму. Да и, вообще-то, не особенно меня интересуют технические аспекты.

И не столько "Народоволец" меня зацепил, сколько один из его командиров. Но обо всем в свое время.

Ну-с, благословясь...


Первая советская дизель-электрическая подводная лодка, построенная в 1927-1930 годах по проекту Бориса Михайловича Малинина, гордо именовалась "Декабрист". Она была первой лодкой серии "Д", а всего "Декабристов" было 6. Малинин же спроектировал, после "Декабриста", серии "Ленинец" и "Щука". "Ленинцев" и "Щук" было создано гораздо больше, так что, если буквы "Л" и "Щ" с разными циферками после них вы встречали чаще, чем "Д", то в этом нет ничего удивительного, а есть суровая математическая статистика.

Вторая, третья, четвертая, пятая и шестая лодки серии "Д" тоже носили громкие названия: "Народоволец", "Красногвардеец", "Революционер", "Спартаковец" и "Якобинец". С 21 августа 1934 года они стали официально называться по номерам - Д-2, Д-3, Д-4, Д-5 и Д-6, соответственно. Но старыми именами их тоже продолжали называть, причем не только в разговорной речи, но и в официальных документах. Я, с вашего позволения, тоже буду использовать имена, а не буквенно-цифровые обозначения - так как-то проще.

Под дело проектирования и строительства первой серии советских подводных лодок было создано целое конструкторское бюро - "Техбюро №4 Балтийского завода", под руководством Малинина, разумеется. Первые три "Декабриста" были заложены 5 марта 1927 года на Балтийском заводе, последующие три - 14 апреля 1927 года на заводе Марти в Николаеве, Украина. Логично, что первые три были введены в состав Балтийского флота (потом переведены в состав Северного флота, впрочем, один из них позже вернулся обратно, в Балтфлот), а остальные служили в составе Черноморского флота.

У "Декабристов" был целый букет недостатков, самыми серьезными из которых были недостаточная скорость погружения и плохая устойчивость под водой, однако в 1932 году, при проведении специальных испытаний, оказалось, что Д-1 "Декабрист", во всяком случае, не уступает английским и американским подлодкам.

Не удержусь и все-таки приведу некоторые, базовые, технические параметры "Декабриста" (и прочих лодок той же серии):
- надводная скорость: 11,3 узла
- подводная скорость: 8,7 узла
- предельная глубина погружения: 90 метров
- автономность плавания: 40 суток
- экипаж: 53 человека
- наибольшая длина корпуса: 76 метров
- наибольшая ширина корпуса: 6,5 метров

А вот, для сравнения, технические параметры подводной лодки проекта 949А "Антей" - К-132 "Иркутск" (входит в состав Тихоокеанского флота):
- надводная скорость: 15 узлов
- подводная скорость: 33 узла
- предельная глубина погружения: 500 метров (при рабочей глубине погружения 420 метров)
- автономность плавания: 120 суток
- экипаж: 130 человек
- наибольшая длина корпуса: 154 метра
- наибольшая ширина корпуса: 18,2 метра

При всем том - "Декабристы" еще и плавали. Правда, не то чтобы очень успешно, и судьба их была, за двумя исключениями, печальна.

Д-1 "Декабрист" был спущен на воду 9 ноября 1928 года, два года спустя, 12 ноября 1930 года, вошел в состав Балтийского флота, три года спустя, после перехода по Беломорско-Балтийскому каналу, вошла в состав Северного флота (12 августа 1933 года). В советско-финскую войну совершил три боевых похода, ничем примечательным не отмеченных. А 13 ноября 1940 года затонул при до сих пор не выясненных обстоятельствах. И до сих пор не найден. Версий много, в том числе превышение предельной глубины погружения (90 метров, напомню), взрыв боезапаса... Еще была недоукомплектация экипажа: в море вышел 41 человек вместо 53, причем семеро из них служили на субмарине полтора месяца, а двое - три дня.
Photobucket
"Декабрист" до модернизации

Д-2 "Народоволец" спущен на воду 19 мая 1929 года, включен в состав Балтфлота 11 октября 1931 года, 5 августа 1933 года принят в состав Северного флота, 29 сентября 1939 года вернулся на Балтийское море для ремонта и модернизации, и, так как вернуться до начала войны так и не успел, был возвращен в состав Балтфлота. В 1958 году "Народоволец" был списан, использовался в качестве тренировочной базы, а потом группа неравнодушных людей, в том числе бывшие члены экипажа, добилась преобразования лодки в музей. Приходите к "Народовольцу" в гости, он будет рад.
Photobucket Photobucket
"Народоволец" в море и на суше, фотографии с сайта "Морское собрание Санкт-Петербурга": http://www.morskoe-sobranie.ru/?page=d2

Д-3 "Красногвардеец" спущен на воду 12 июля 1929 года, 14 ноября 1931 года вошел в состав Балтфлота, затем переведен в состав Северного флота. В 1938 году "Красногвардеец" плавал к Северному полюсу, стал первой советской лодкой, вышедшей в Западное полушарие, и первой субмариной, совершившей подледное плавание. В том же году, после возвращения из похода, встал на ремонт и модернизацию. С 23 июня по 4 июля 1941 года был в боевом походе с командиром 1-го дивизиона подводных лодок Магометом Имадутдиновичем Гаджиевым на борту. Всего участвовал в восьми боевых походах, и из последнего так и не вернулся: в поход "Красногвардеец" вышел 10 июня 1942 года, 9 июля истек срок автономности, и 8 августа он был исключен из списка кораблей. Точная причина гибели лодки и всего экипажа (между прочим, полностью орденоносного!), как водится, осталась неизвестной. Версии стандартны: подрыв на мине, ошибка экипажа, отказ техники...
Photobucket

Д-4 "Революционер" заложен и построен в Николаеве, спущен на воду 6 апреля 1930 года, после неудач при первоначальном спуске в марте и переделки системы погружения-всплытия. 30 декабря 1930 года лодка была включена в состав Черноморского флота. "Флот приписки" "Революционер" не менял (что даже немного странно при таком названии), за годы войны совершил целых 16 боевых походов, в том числе 6 транспортных в осажденный Севастополь. 11 ноября 1943 года вышла в очередной поход, и 1 декабря ее в последний раз видели с подводной лодки Щ-209. Ни место, ни причины гибели субмарины не известны, основная версия - подрыв на минном поле.

Д-5 "Спартаковец" спущен на воду 12 октября 1930 года, 3 февраля 1931 года вошел в состав Черноморского флота. 16 боевых походов, в том числе три транспортных рейса в Севастополь. С весны 1943 года - на капитальном ремонте, больше никаких боевых походов до конца войны. 15 октября 1946 года субмарина была передана в распоряжение Научно-исследовательского минно-торпедного института ВМФ, 2 октября 1948 года переделана в опытовую подводную лодку, 16 июня 1949 года переименовала в "Б-32". 29 декабря 1955 года лодка получила "новогодний подарок": ее разоружили, а вскоре исключили из состава ВМФ и сдана на слом.

Д-6 "Якобинец" сошел на воду 15 ноября 1930 года, вошел в состав Черноморского флота 3 февраля 1931 года, одновременно со "Спартаковцем", войну встретил в Севастополе при прохождении капитального ремонта. Возвращение "Якобинца" в строй был запланирован на 1942 год, но этого так и не случилось. Вскоре после начала войны субмарина была поставлена на консервацию. 12 ноября 1941 года, при налете немецкой авиации, "Якобинец" получил повреждения, - увы, не последние: артобстрелы и авианалеты еще не раз его повреждали. Он был затоплен (или взорван) собственным экипажем 26-27 июня 1942 года при подходе врагов к городу. А весной 1945 года - поднят аварийно-спасательной службой Черноморского флота и разделан на металл...

"Народоволец" оказался самым счастливым из всех.

Но о "Народовольце" - в следующий раз.

А пока рекомендую прекрасный сайт http://www.town.ural.ru/ship/start/start.php3, материалы с которого были использованы (и еще будут использованы :)).
Tags: history, land of submarines, sea of stories, Великая Отечественная
Subscribe

  • (no subject)

    В прошлую пятницу сходила на первую часть прививки от коронавируса. Записаться через Горздрав или Госуслуги в Питере оказалось нереально, но хорошие…

  • "Список Ланъя: ветер дует в Чанлине"

    Рискнула посмотреть сразу после первой части (да еще и посмотрев первую два раза). Ни о чем не жалею! Самый популярный вопрос - стоит ли смотреть, и…

  • "Список Ланъя", второй просмотр

    Читала у многих, что во второй раз "Список Ланъя" в два раза прекраснее, и могу это подтвердить. И добавить от себя, что он еще и пролетает в два…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments