Афина (athenaie) wrote,
Афина
athenaie

Categories:

Виолле-ле-Дюк и создание Каркассона

(Начало - здесь, первая часть - здесь)

Часть 2. Замок

Графский замок - первое, что бросается в глаза приехавшему в Каркассон и пришедшему к цитадели, что венчает высокий холм на берегу реки Од. Он же (точнее, одна из его башен) - то, с чего фактически началось восстановление средневекового Каркассона в середине XIX века, так что можно сказать, что средневековый Каркассон как мы его знаем начался здесь.

Но это был долгий и сложный путь.




Конструкция

Замок Каркассона - одновременно часть цитадели и цитадель внутри цитадели.

Строительство нынешнего замка началось в 1130 году при виконте Бернарде Атоне Тренкавеле. Предыдущая резиденция правителей Каркассона располагалась, предположительно, на месте нынешних Нарбоннских ворот цитадели. Возможно, одной из причин, почему виконт Бернард Атон предпочел не перестраивать старый замок, а построить новый, была в том, что он посчитал более удачным другое место: над северным склоном холма, самым крутым, а еще - с видом на север, откуда обыкновенно и шли на Каркассон враги - остготы и франки Хлодвига, а в грядущие столетия - франки-крестоносцы, англичане под предводительством Эдварда Черного Принца и многие другие.

Построенный виконтом замок состоял из двух одноэтажных строений в форме буквы L, наблюдательной башни (посмотрите на фото выше - это четырехугольная башня, кстати, самая высокая и одна из самых старых во всей цитадели, построенная еще вестготами!) и небольшой часовни, посвященной Деве Марии. От остального верхнего города он отделялся палисадом. В целом, это был довольно скромный замок, но добротно построенный и хорошо укрепленный.


Так выглядел замок к началу XIII века

До 1209 года он служил резиденцией Тренкавелям, затем титул виконта Каркассона и права на эти земли перешли к Симону де Монфору, а девять лет спустя - к его сыну Амори; в 1224 году Амори покинул Лангедок и передал перешедшие к нему от отца титулы королю Франции. Немногим позже Каркассон стал центром сенешальства под прямым управлением из Парижа, а замок - штаб-квартирой сенешаля. Как можно логично предположить, Альбигойский крестовый поход, присоединение Каркассона к Франции и фактическое изгнание местной династии большого энтузиазма среди местных жителей не вызвали, а из этого столь же логично вытекает то, что сразу началась серьезная перестройка замка - превратившая его в настоящую крепость внутри крепости.

В течение одиннадцати лет, с 1228 по 1239 год, вместо палисада появилась сплошная стена, отделившая замок от остальной цитадели, а между стеной и замком - глубокий ров, через который был построен мост с подъемной секцией. Еще был построен барбикан, прикрывающий подступы к замку со стороны нижнего города. Словом, теперь замок, ставший резиденцией королевского сенешаля, был готов к обороне с любой стороны.




Вход в замок из цитадели, наши дни. Ров давно не наполняется водой, но менее неприступным замок от этого, пожалуй, не выглядит!

И, если внешние его укрепления в общем остались неизменными, то здания собственно замка многократно перестраивались между XIII и XIX веками.


Замок и барбикан перед ним, рисунок Эжена Виолле-ле-Дюка, сделанный в середине XIX века; представляет собой реконструкцию облика замка, а не изображение его фактического состояния, это важно!

Цитадель и замок оставались оборонительными сооружениями вплоть до середины XVII века - пока Каркассон был пограничным городом, охраняющим границу Франции и Арагона. В 1659 году мирный договор отодвинул границу на запад, и Каркассон свое оборонное значение фактически потерял - правда, в цитадели оставались гарнизон и арсенал. Французская революция и последующие события нанесли ей решающий удар: между 1804 и 1820 годами цитадель была исключена из списка военных объектов и окончательно оставлена армией, стены превратились в источник камня для строительства зданий в нижнем городе, а замок - в тюрьму.


Вид на замок Каркассона в первой половине XIX века

Чем неприступнее крепость, тем надежнее из нее тюрьма, доказано замком Иф. Но если замок Иф служил тюрьмой почти четыреста лет, то замок Каркассона не проработал таковой и сорока.


Реконструкция

"Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например, читает римское право, а на двадцать первом - вдруг оказывается, что римское право ни при чем..." - эти слова Булгакова вполне могли относиться к Жан-Пьеру Кро-Мервьелю.

Жан-Пьер Кро-Мервьель жил в нижнем городе Каркассона, читал римское право, писал статьи в один из тулузских политических журналов, и в один не столь прекрасный день 1835 года обнаружил, что прямо перед его носом сносят средневековый барбикан - тот самый, построенный в XIII веке для прикрытия замка со стороны нижнего города, а теперь понадобившийся как источник камня для городского строительства.

На этом карьера Кро-Мервьеля в области римского права в общем закончилась, и началась его карьера гражданского активиста, историка и археолога.

Кро-Мервьель начал раскопки в соборе Сен-Назер в цитадели, обнаружил могилу епископа Радульфа - примерно тех же времен, что и разрушенный барбикан, добился включения Сен-Назера в список национальных памятников Франции - а это, в свою очередь, привело к тому, что в Каркассон приехал уже знаменитый архитектор и реставратор Эжен Виолле-ле-Дюк.

В 1844 году Виолле-ле-Дюк начал реставрацию Сен-Назера. Кроме реставрации собора, пока ни о чем речь не шла, даже наоборот - в 1850 году Наполеон III распорядился снести стены, к тому времени порядком разрушившиеся с течением времени. Здесь надо заметить, что до Французской революции во Франции к старинным соборам, замкам и стенам относились в лучшем случае равнодушно - ну, стоят и стоят; после Французской революции, разрушившей многое из стоявшего, общество, как это часто бывает в таких случаях, спохватилось и резко заинтересовалось сохранением и спасением того, что еще осталось. Вероятно, столетием раньше снос стен Каркассона не вызвал бы большого интереса публики, кроме той ее части, что связана со строительством и заинтересована в стройматериалах, но в середине XIX века времена и настроения были уже другими.

Так что в 1853 году император вместо этого одобрил проект полной реставрации цитадели - уж Кро-Мервьель, Виолле-ле-Дюк и друг и соратник последнего, инспектор комитета по делам национальных памятников Проспер Мериме, об этом позаботились.

Можно было бы предположить, что реставрация цитадели начнется с замка, но... именно этого и не произошло! Возможно, из-за того, что замок, в силу использования в качестве тюрьмы, был в гораздо лучшем состоянии, чем совсем заброшенные стены и башни укреплений вне его. До замка реставраторы дошли только в 1889 году, через десять лет после смерти Виолле-ле-Дюка, но с его проектом, а работами руководил его ученик Поль Босвильвальд. Замок был восстановлен в том виде, каким он был в качестве резиденции сенешаля, однако так и не была восстановлена часовня Богоматери, разрушенная в дни Французской революции - сейчас на то место, где она была, указывают лишь линии на фундаменте близ одной из внутренних стен.

Какой бы сложной ни была реставрация здания, восстановить внешний облик практически всегда проще, чем восстановить интерьер. После того, как замок Каркассона использовался сначала как арсенал, а потом как тюрьма, конечно, от интерьера мало что осталось - но и здесь иногда реставраторы могут что-то найти. Уже после завершения реставрации, в 1926 году, реставратор Пьер Эмбри обнаружил в большом зале донжона, под слоем штукатурки, росписи XII века.



Но в основном помещения замка используются как музейные залы для выставки археологических находок на территории города и ближайших окрестностей.

Так и получилось, что создание средневекового Каркассона началось с замка и закончилось им же - как, кстати, и знакомство со средневековым Каркассоном у гостя города начинается с вида на замок и заканчивается прогулкой по нему. Чтобы попасть в замок, надо сначала обойти цитадель до Нарбоннских ворот, расположенных почти прямо напротив замка, а затем пройти всю цитадель до входа в него.

А со стен открывается великолепный вид на окрестности, за некоторыми изменениями - почти такой же, как столетия назад, во времена Бернара Атона и строительства замка.




Слева - нижний город, а еще можно рассмотреть зубчатую стену, когда-то заканчивавшуюся тем самым барбиканом - по иронии истории, именно он восстановлен не был.


И с другого ракурса: вид на замок (по центру - четырехугольная дозорная башня) и Пиренеи
Tags: art, history, la belle france, middle ages
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 19 лет

  • С Днем Победы!

    Салют в честь Победы на Пушкинской площади в Ленинграде Место съемки: Ленинград Время съемки: 09.05.1945 Автор: Александр Бродский

  • Дзен-дайджест

    Средневековая нумерология: - Три автопортрета из средневековых манускриптов - Пять странных советов из Средних веков Чужие против химер: -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments