Афина (athenaie) wrote,
Афина
athenaie

Categories:

Искусство времени соборов: Гертген тот Синт Янс, он же Геррит ван Харлем

Заведу-ка отдельную рубрику "Искусство времени соборов" - что происходило в живописи, пока архитекторы строили готические соборы.

Вот Гертген тот Синт Янс, нидерландский художник, живший (предположительно) в 1465-1495 годах - в соседнем ему Антверпене как раз строили собор Богоматери.



Семь фактов о художнике

1. О жизни Гертгена нет ни одного современного письменного свидетельства - самое раннее опубликованное описание его жизни и творчества относится к 1604 году, это Schilder-boeck ("Книга о художниках") Карела ван Мандера.


Портрет Карела ван Мандера из его собственной "Книги о художниках"

2. Согласно ван Мандеру, он был учеником Альберта ван Оуватера из Харлема, одного из первых нидерландских мастеров масляной живописи. О жизни и творчестве ван Оуватера, опять-таки, мы знаем главным образом из той же книги ван Мандера.


Альберт ван Оуватер, "Воскрешение Лазаря", 1445. Берлинская картинная галерея

3. Гертген жил в богатом и процветающем городе Харлеме, недалеко от Амстердама, при доме рыцарей Ордена Святого Иоанна, более известных как госпитальеры. Отсюда и взятое им самим прозвание tot Sint Jans - буквально "к святому Иоанну". (Иногда, правда, его называют еще Геррит ван Харлем, "Геррит из Харлема"). Для этого же дома он создал свою самую знаменитую работу - полиптих, от которого сохранились две части, "Оплакивание Христа" и "История мощей Иоанна Крестителя", хранящиеся ныне в музее истории искусств в Вене.


Харлем в середине XV века; во времена Гертгена он был бы таким же или почти таким же

4. Есть версия, что Гертген родился в Лейдене. Она появилась благодаря репродукции его знаменитой картины "Оплакивание Христа", напечатанной Якобом Матамом в 1620 году. В левом нижнем углу репродукции имя художника было указано так: "Gerardus Leydanus Pictor ad S. Ia Bapt. Harlemi pinxit" ("Рисовал Гертген из Лейдена, художник дома святого Иоанна в Харлеме"). Но почему Матам указал именно Лейден, так и остается неизвестным.


Та самая репродукция, нужная подпись - в самом низу

5. Годы жизни Гертгена в точности неизвестны, большинство исследователей сходятся на датах 1465-1495. Попытки реконструировать их базируются на "Книге о художниках" ван Мандера, а попытки реконструировать годы его работы - на той же книге и изучении картин самого Гертгена. Вот что пишут искусствоведы Стефан Кемпердик и Йохен Сандер:

Две картины [Гертгена] в Вене ["Оплакивание Христа" и "История мощей Иоанна Крестителя"] указывают на состоявшегося художника; из всех работ, приписываемых Гертгену, они определенно среди самых зрелых и независимых. Если художнику действительно было всего двадцать восемь, когда он умер, тогда он начал работу над ними в возрасте приблизительно тринадцати лет и работал от четырех до шести лет, так что Гертген закончил бы свое обучение в возрасте около восемнадцати, самое раннее. Если в течение еще одного-двух лет он был подмастерьем, то возраст, когда он начал зарабатывать на жизнь картинами, еще увеличивается. Соответственно, Гертген работал независимо в течение максимум десяти лет. Если считать, что полиптих для рыцарей Ордена Святого Иоанна был создан около 1490 года, то Гертген родился около 1462-1467 года - в Лейдене, если верить надписи на гравюре Матама, - и начал свое обучение около 1475-1480.

(Venite Adoremus. Kemperdick and Sander, pp. 34–35. Hirmer Verlag. Meunchen)


Церковь святого Иоанна в Харлеме, для которой Гертген и создал полиптих, старинная гравюра

6. Гертген рисовал преимущественно на дубовых досках масляными красками, сделанными путем смешивания пигментов с высыхающим маслом - это позволяло художнику наносить слои краски друг на друга для создания разных визуальных эффектов. Сохранилось от 12 до 16 его картин - не по всем разные исследователи сходятся, что они написаны именно Гертгеном. Они хранятся в Рейксмюзеуме (Амстердам), Музее Бойманса — ван Бёнингена (Роттердам), Берлинской картинной галерее, Национальной Галерее (Лондон), Лувре (Париж), музее монастыря святой Екатерины (Утрехт), музее истории искусств в Вене, Художественном музее Кливленда (Кливленд, Огайо), Пинакотеке Амброзиана (Милан), Национальной галерее Шотландии (Эдинбург). Еще одна картина принадлежит сразу двум музеям - Национальной галерее в Праге и Историческому музею во Франкфурте-на-Майне. А еще одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге - это изображение святого Бавона Гентского.



7. В церкви святого Иоанна в Харлеме, бывшей церкви Ордена Святого Иоанна в Харлеме, для которой Гертген и нарисовал полиптих, сейчас размещается Северо-Голландский архив. Не худшая возможная судьба для церкви после закрытия!



Продолжение следует - и оно будет о картинах Гертгена, это будет красиво и интересно :)
Tags: art, l'art au temps des cathédrales, middle ages
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments