Афина (athenaie) wrote,
Афина
athenaie

Categories:

Лангедокская готика и где ее искать

С тех пор, как я узнала о существовании собора Сен-Назер в Каркассоне, я была уверена, что он романский (чистая логика: если в 1218 году он уже стоял, то точно романский, откуда в это время готика на этом консервативном юге).

Примерно месяц назад я увидела, как он выглядит, и это было очень внезапно.



На самом деле, изначально это был именно романский собор (правильное его название - собор святых Назария и Цельсия), построенный в конце XI-начале XII века на месте старого. Между 1269 и 1330 его перестроили - не для красоты, а с сугубо практическими целями, чтобы увеличить полезную площадь. Ну и элементов модной готики заодно добавили.

Еще, на самом деле, каркассонский Сен-Назер - уникальный пример настолько узнаваемой северной готики на юге Франции (да еще и построен из камня). Так-то здесь и готика была своя, южная.

И считается, что на ее формирование повлияло здание церкви якобинцев при доминиканском монастыре в Тулузе (якобинцы - средневековое название доминиканцев, по улице св. Якова в Париже, где находился их первый монастырь), строительство которого началось в 1230 году, после формального окончания войны в Лангедоке, и шло в несколько приемов, аж до 1341 года:



Самая потрясающая черта здания, на мой взгляд - вот эта "пальма", это соорудили уже в 1275-1292:





С 1369 года и до Французской революции в этой церкви хранились мощи святого Фомы Аквинского - а когда во время революции Доминиканский орден был запрещен, а монахи изгнаны, мощи перенесли в собор святого Сатурнина, где они оставались до 1974 года, когда их вернули в отреставрированную церковь якобинцев. Увы, здание так и не вернули Церкви, но оно хотя бы уцелело, несмотря на две сотни лет использования то в качестве армейского барака, то в качестве выставочной площади, было наконец отреставрировано и сейчас здесь музей.



Стоит отметить, что это единственное в этом посте здание, которое сейчас не является действующей церковью, кстати.

Собор святых Юста и Пастора в Нарбонне строился практически одновременно с перестройкой каркассонского собора, но, в отличие от него, изначально как готический.





Еще один собор святых Назария и Цельсия, на этот раз в Безье. Безье печально знаменит как первый город, попавший под удар в ходе Альбигойского крестового похода. 22 июля 1209 года город был взят и сожжен, сгорел в том числе прежний романский собор. Строительство нового началось в середине XIII века.





А это собор св. Петра в Монпелье, строившийся с середины XIV века (и до самого XIX), самый большой собор всего региона Лангедок-Руссильон. Изначально это была скромная монастырская церковь, ставшая собором после того, как в 1536 году епископская кафедра была перенесена из Магелона в Монпелье - тогда и начались масштабные перестройки церкви, превратившие ее в нынешнее грандиозное сооружение.





Главная отличительная черта лангедокской готики та же, что у каталонской - нет такой явной устремленности вверх, здания шире и приземистее. Отличие от каталонской готики - большая декоративность, хотя все равно украшений гораздо меньше, чем у северных соборов (вот обилия статуй, например, нет). Скорее всего, для церкви якобинцев, с которой пошла лангедокская готика, это был сознательный выбор: доминиканцы - скромный нищенствующий орден, какие тут украшательства.

Еще три отличительные черты - строительство из кирпича, использование только контрфорсов, без аркбутанов, и строительство соборов с одним нефом, а не с тремя, как на севере. Есть такое объяснение: мол, после Альбигойского крестового похода следовало возвращать паству в лоно Церкви путем проповеди, и для этого один неф подходит больше, и акустика лучше, и проповедник видит всех. Есть объяснение попроще: один неф привычнее еще с романских времен, а южане известные консерваторы, не то что эти беспокойные северяне.

Вот на примере уже упоминавшейся церкви якобинцев видно, что неф действительно единое пространство, несмотря на колонны:



И невозможно обойти вниманием собор св. Сесилии в Альби (1282 - 1480), одно из самых больших (если не самое большое, чего уж там) кирпичных зданий в мире. Выглядит как неприступная крепость, и это не просто так: он строился по заказу Бернара де Кастане, епископа и инквизитора, и был призван демонстрировать мощь Католической церкви.





Минутка сугубо личного оценочного мнения: а еще он страшен, как атомная война. И это не утонченная месть жителям Альби, это стиль такой - вот, например, еще несколько соборов юга Франции, правда, эти все поменьше и поэтому не такие угрожающие с виду:


Собор св. Алена в Лаворе, 1255-1300


Собор Богоматери в Ломбесе, XIV-XV вв.


Церковь Успения Богоматери в Жимоне, 1292-1331

Есть версия, что архитектором собора в Альби был каталонец Понс Дескойл, построивший, например, кафедральный собор в Пальме:



Но этот же мрачный и страшный внешне собор так прекрасен внутри, как будто его ангелы расписывали, честное слово.



Конечно, это были не ангелы, а итальянские мастера, которых в начале XVI века специально пригласил епископ Людовик д'Амбуаз - как раз перед назначением епископом Альби этот достойный муж сопровождал короля Людовика XII в итальянском походе. Братья д'Амбуаз, Людовик и Шарль, видный государственный деятель Франции, очень любили искусство вообще и итальянское искусство в частности, Шарль даже водил дружбу с Леонардо да Винчи.

И вот представим, как эстет и ценитель искусства Людовик почти сразу после путешествия по Италии прибывает в Альби, видит свой новый кафедральный собор... и в ужасе закрывает глаза. "Синий, - думает он, - я покрашу потолок в синий."

Затем он зовет художников из Италии, и в результате трех лет работы, с 1509 по 1512 год, получается такая фантастическая красота, смотрите:













Даже собор кажется уже не таким страшным, правда?:)

Tags: gothic, history, la belle france
Subscribe

  • (no subject)

    Уже несколько лет как практически не читаю новости, но иногда в мою внутреннюю Монголию что-то доносит (а потом я обнаруживаю, например, что пожар в…

  • За тех, кто уже не придёт никогда-2020

    Мне всегда везло с погодой на забегах. Видимо, поэтому для своего первого марафона я собрала комбо: вмордувинд со снегом, дождь, грязь и лужи…

  • (no subject)

    Для меня Алан Рикман - прежде всего Снейп. Книжный Снейп никогда мне не был хотя бы интересен, а вот на экране он был одним из трех лучших,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • (no subject)

    Уже несколько лет как практически не читаю новости, но иногда в мою внутреннюю Монголию что-то доносит (а потом я обнаруживаю, например, что пожар в…

  • За тех, кто уже не придёт никогда-2020

    Мне всегда везло с погодой на забегах. Видимо, поэтому для своего первого марафона я собрала комбо: вмордувинд со снегом, дождь, грязь и лужи…

  • (no subject)

    Для меня Алан Рикман - прежде всего Снейп. Книжный Снейп никогда мне не был хотя бы интересен, а вот на экране он был одним из трех лучших,…