Афина (athenaie) wrote,
Афина
athenaie

17 мгновений весны

Да-да, это постинг про то, как я провела март и апрель в Италии (и не только).

1. Турин

Прекрасно, когда город, в который ты влюбился по фотографиям много лет назад, оказывается при очном знакомстве еще более красивым, и к тому же очень удобным для жизни. Турин и по сравнению с той же Германией или Англией поражает тем, как здесь все продуманно и устроено для людей (например, у каждой остановки общественного транспорта есть свой номер, и если отправить смс с этим номером на специальный справочный телефон, то в ответ придет расписание прихода ближайших автобусов), а уж если сравнивать с другими городами Италии...

В этот приезд я довольно много, по моим меркам, ходила по городским музеям (ура музейному абонементу); почти не гуляла по районам города к западу от проспекта Галилео Феррариса (надо бы в следующий раз); не была на Суперге (зато поднялась на сакру ди Сан-Микеле, причем пешком).

И открыла для себя еще несколько чудесных внутренних двориков - как правило, они закрыты, но иногда оказываются открыты, и тогда надо ловить момент :)

2. Мой дом в зеленых холмах

С квартирой очень повезло - отличный вид с террасы, очень хорошие бытовые условия, часть изначальных соседей съехала в марте-начале апреля, так что почти весь апрель, до приезда собственной гостьи, я прожила в своей комнате одна. И это было отлично :)

Жить в холмах без машины оказалось не так уж напряжно - ну, первые две недели я поднималась каждый вечер с мыслью "кой черт понес меня на эти холмы!!!", потом привыкла, а к концу апреля так успешно натренировалась, что поднялась пешком на сакру ди Сан-Микеле (монастырь на вершине горы в окрестностях Турина и один из источников вдохновения "Имени розы"), даже не запыхавшись.

Как выглядела терраса и вид с нее в начале марта, я уже показывала; а так стало к концу апреля:

3. Итальянский

Отзанимавшись на курсах, я получила сертификат о том, что знаю итальянский на уровне B1; в общем да, так и есть, хотя по грамматике я пока немного не дотягиваю. Наверное, если бы я прилежно сидела с учебниками каждый день или хотя бы через день, было бы еще лучше, но сидеть с учебниками можно и дома, а в стране изучаемого языка лучше по максимуму использовать возможность общаться с местными. Чем я и занималась :)

Честно говоря, Турин не лучший город для практики итальянского, потому что, если затупить и дать туринцу понять, что итальянский для вас далеко не родной, есть большая вероятность, что он сам перейдет на английский. Нет, я не жалуюсь, наоборот, это очень мило :) В информационных киосках в Турине и Аосте сотрудники, узнав, что я учу итальянский и хорошо его понимаю, сами предлагали рассказать мне все на итальянском, для практики.

Прогресс налицо: в сентябре я понимала какую-то часть объявлений и отдельные слова типа Ciao, Buongiorno и Grazie, в октябре понимала чуть больше; в конце февраля (проучив итальянский четыре месяца дома) понимала примерно половину того, что пишут и говорят; в конце апреля бодро заказывала кофе в кафе и покупала билеты на вокзалах - там, где по какой-либо причине не удавалось купить их в автоматах, а список мест, где я общалась по-итальянски, включил в себя музей, аэропорт, книжный магазин, салон связи, рынок, церковь, кладбище и ларек с сувенирной пижней джазового фестиваля, где я успешно выяснила, что футболок моего размера нет, так что можно с чистой совестью сэкономить деньги в кошельке и место в чемодане :)

Витрина чудесного книжного магазинчика в галерее, соединяющей площадь Кастелло с площадью Карла-Альберта:

4. Кальяри

Еще зимой я накупила билетов на разные самолетики из Турина и Мальпенсы - в том числе на Сардинию. У изиджета масса рейсов из Мальпенсы на Сардинию, я хотела взять такие билеты, чтобы прилететь в субботу в Альгеро, а улететь в понедельник из Кальяри, или наоборот; к сожалению (тогда) и к счастью (в итоге), на подходящие мне выходные были рейсы только в Кальяри и из Кальяри. И я полетела в Кальяри.

И я пока не нашла слов, чтобы рассказать о нем, так что вот очередной тизер:

5. Савойя

Через неделю после Сардинии я продолжила исследование бывших владений королевства Сардинии-Пьемонта, отправившись в Шамбери - очаровательный городок, который был столицей владений герцогов Савойских, пока Эммануил-Филиберт не решил перенести столицу из Шамбери в Турин. За это Эммануила-Филиберта, разумеется, очень не любят в Шамбери и очень любят в Турине :)

Про Шамбери я тоже отдельно напишу, а пока вот голуби на одной из его чудесных средневековых улочек:

6. Барселона

С Барселоной у нас не заладилось; впрочем, я осталась в восторге от табличек на каталанском и испанском, преобладания каталанского, мохито и порта.

"Ну что поделать," - кагбэ говорит нам портовый ракопаук.

7. Лучше гор могут быть только горы

Мои главные географические открытия весны - Аоста и Домодоссола. Обе - в горах крайнего северо-запада Италии, обе уютно расположились в долинах, огражденные горами со всех сторон. Первая - столица Валле-д'Аосты, фантастически прекрасного горного региона со снежными вершинами и замками на скалах; вторая - просто относительно большой город самой красивой (имхо :)) пьемонтской провинции Вербано-Кузио-Оссола.

Это Аоста:

Домодоссола чуть проще, но при этом как-то цельнее. И в получасе поездом от прекрасного Лаго-Маджоре :)

8. Англия и Йорк

Действующая британская виза и изиджетовские рейсы Турин-Лондон - угрожающее сочетание. Так что через десять лет после написания исторической курсовой работы о Ричарде III я наконец добралась до Босуортского поля. А заодно Лестера и Йорка.

9. Не Пьемонтом единым

Вторая попытка посмотреть Италию за пределами Пьемонта оказалась такой же неудачной, как и первая, прошлогодняя. В этот раз я съездила в Верону (миленько), Болонью (пыльно, грязно, уныло, но доминиканский монастырь прекрасен!) и Парму (тоже миленько). Желания ехать куда-то еще на восток от Пьемонта пока нет, разве что в Трентино-Альто-Адидже.

10. Лаго-Маджоре

На знаменитое итальянско-швейцарское озеро я успела съездить дважды - в первый раз поехала по маршруту Арона-Домодоссола-Оменья, во второй - Арона-Стреза-Вербания-Домодоссола.

О Лаго-Маджоре (и не только) я напишу отдельно, и вряд ли уложусь в один постинг. Там дивно прекрасно, особенно в Вербании.

Справа Суна, одна из коммун в составе Вербании; слева, за кадром, Бавено; снято с променада Палланцы, центра и сердца Вербании.

11. Le Temps des cathédrales

Всегда хотела отпраздновать Рождество и Пасху в традиционной католической стране, в этом году получилось как раз на Великий пост и Пасху оказаться в Италии. Правда, опять-таки, Турин не особенно традиционно католический город - так уж исторически сложилось, что он довольно светский, по сравнению с теми же Вероной и Болоньей.

Великая суббота выдалась дождливой - а дожди в Турине совсем как питерские, такие же монотонные и нескончаемые, так что я долго думала, стоит ли вообще ехать в центр, или лучше сходить на Навечерие в ближайшую к дому церковь. Но в итоге все-таки поехала в Туринский собор; он не такой роскошный, как миланский, и вообще даже не готический, но очень элегантный:

И, конечно, правильно сделала, что поехала - месса Навечерия была чудесной, какой, впрочем, она бывает всегда. И дождь за ее время успел прекратиться :)

Туринская плащаница, кстати, хранится в этом же соборе, выставляется очень-очень редко. Забавно, что про плащаницу я знаю давно, Турин люблю тоже давно, но только недавно наконец сообразила, что она Туринская потому, что находится здесь, в Турине :)

12. Работа, любимая работа

Может показаться, что я только и делала, что куда-то каталась, и в общем-то, так оно и было :) Но работать я тоже успевала, да так усердно, что даже фоточку "Мы рабо-о-о-отаем!" некогда было сделать :)

Скилл "работать в аэропорту", например, был прокачан практически до 80 уровня. Честь и хвала линуксу, который запускается и выключается за секунды, позволяя работать практически до последней минуты перед посадкой непосредственно в самолет :)

Самые удобные аэропорты для работы по-прежнему финские (бесплатный вай-фай + море розеток), на втором месте рижский (бесплатный вай-фай без всяких паролей), на третьем - туринский (бесплатный вай-фай с регистрацией). Туринский аэропорт Казелле я очень люблю - он небольшой, недалеко от города, с отличным кофе и прекрасным видом на самолетики и горы:

13. Еда

Поскольку я пока не выиграла в лотерею миллион фунтов, а ездить и летать в разные интересные места хотелось больше, чем кушать, в изучении итальянской кухни я не особенно продвинулась: один раз заглянула поужинать в ресторане в Кальяри (и то это был ирландский паб - одно из немногих заведений, работающих допоздна), один раз сходила в ресторан в Турине (с eksel), пару раз была в пиццерии с kamaelle. А так в основном заходила в кафе за кофе и пирожными.

Есть дома в Италии обходится довольно дешево - если завтракать нутеллой, обедать ризотто или спагетти и ужинать сыром и вином, в неделю получается где-то 20-30 евро. Чашечка кофе в Турине стоит обычно 1 евро, в особо пафосных кафе - 1,10 :)

За несколько дней до отъезда наконец дошли вместе с kamaelle и до знаменитого кафе Al Bicerin, где, по легенде, и изобрели бичерин - легендарный местный десерт из шоколада, сливок и кофе. Перепробовав бичерин в нескольких туринских кафе, могу с чистой совестью подтвердить, что в Al Bicerin и правда самый лучший.

14. Сыр и вино

Пьемонт славен своими сырами и винами, и того, и другого тут огромное количество, так что повторяться за два месяца не пришлось. Из знаменитых вин я так и не добралась, кажется, только до барбареско, зато открыла для себя прекрасное Ruche di Castagnole Monferrato - родича моего любимого неббьоло.

Мягкий сыр и красное вино - отличнейшее сочетание, а уж когда к ним прилагается терраса с видом на Турин и горы...

15. MeMeMe

Девочки поймут: нашла "своего" парикмахера :)

Лук сразу после стрижки:

Где-то через неделю (Лондон, иду по Друри-Лейн):

Через месяц (Турин, велосипед и котик на площади Кастелло):

Ну и еще сюда же самолюбование (Сант'Амброджо-ди-Торино, указываю на сакру ди Сан-Микеле, куда мы с kamaelle и идем):

16. Музыка

Обычно я не хожу на концерты, но в Турине ходила примерно раз в месяц :)

Первый концерт оказался в буквальном смысле подарочком на день рождения - мой день рождения совпадает с годовщиной объединения Италии, по этому случаю в консерватории был концерт классической музыки с бесплатным входом. Нельзя ж было не пойти.

Второй концерт был в рамках ежегодного джазового фестиваля - он проходит в конце апреля-начале мая, длится неделю, каждый вечер устраивается большой концерт на площади Кастелло, на который вход свободный. Улетела я аккурат в разгар фестиваля, но накануне отъезда успела побывать на концерте.

В следующем году постараюсь спланировать так, чтобы быть в городе до конца фестиваля :)

17. Home is where the heart is

Когда я летела в Турин в первый раз, у меня уже был куплен билет на вторую поездку; когда я летела во второй раз, в почте уже лежал билет на весну. В этот раз я продержалась без билета в Турин целые сутки: 29-го вечером приехала в Москву, 30-го вечером уже купила билеты обратно. Правда, для следующей встречи со вторым любимым городом уже надо получать новую визу.

Какой же постинг про Турин, да без фотографии площади Сан-Карло :)

(Раз вы все, похоже, уверены, что мой переезд в Турин на ПМЖ - вопрос времени, можно делать ставки, что произойдет раньше - я перееду, или фасад вокзала Порта Нуова - вот он, между церквями-близнецами - наконец закончат реставрировать ;)).

Про Сардинию, Савойю, Валле-д'Аосту, Лаго-Маджоре и, разумеется, Турин я напишу подробнее; а еще я всегда рада поделиться опытом покупки билетов, полетов и поездок, так что спрашивайте, если что ;)
Tags: me myself and i, somewhere along the way, turin

• Махачкала, из твиттера и нет

Везение - это когда, например, летишь из Питера в Махачкалу, а в обоих городах одинаковая погода, и это летом-то. Лететь между морем и горами - это…

• Aus Königsberg mit Liebe

Калининград - это море. Море памяти и море любви. Еще в сентябре мне очень понравился проект "Фотоархеология Кнайпхофа" - на острове Канта, бывшем…

• We belong to the sea

Ожидания: Калининград, кирпичная готика, музей Мирового океана, словом, культурная программа. Реальность: вокзал, электричка, море, и так два дня…